Регулирование рынка
Регулирование больше всего коснулось частных самокатов — правила, ограничения и ответственность, которые раньше существовали только у шерингов, теперь обязательны для всех самокатов. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363‑р, признает СИМ важным элементом городской транспортной инфраструктуры.
Законодательством не предусмотрена необходимость получения какого-либо разрешения на осуществление кикшеринговой деятельности в городах, равно как не требуется получения какого-либо согласования для размещения электросамокатов на территориях общего пользования.
Тем не менее, являясь социально ответственным бизнесом и реализуя подход, обеспечивающий безопасность, баланс интересов граждан, города и бизнеса при эксплуатации и размещении электросамокатов, мы инициируем в администрациях городов присутствия сервиса принятие правил работы операторов кикшеринга как единого стандарта деятельности, а именно порядок определения парковок электросамокатов, разметка парковок, медленные зоны, зоны запрета движения.
На первом этапе взаимодействия такой стандарт работы шерингов формализуется в соглашении, затем, как правило, — в принимаемых администрациями городов муниципальных нормативных актах (постановлениях).
В каждом городе должно появиться правовое регулирование, которое обеспечит гарантии ведения деятельности операторов кикшеринга, создаст единые правила размещения и использования СИМ — как шеринговых, так и частных.
Мы работаем над популяризацией кикшеринга в качестве транспорта. Самокаты заменяют все больше поездок на автотранспорте на небольшие расстояния — это тренд, который, по нашим оценкам, продолжит расти. В 2022 году по транспортному сценарию были совершенны 73 %Исследование рынка кикшеринга в России за 2022 год от «Трушеринг». поездок, а в больших мегаполисах количество поездок по транспортному сценарию выросло до 80–95 %.
Мы бережно относимся к порядку на улицах. Самокаты не должны мешать пешеходам и другим участникам движения. Поэтому завершить поездку на самокате нашего сервиса можно только на виртуальных парковках, отмеченных в приложении
Места для паркинга расположены таким образом, чтобы самокаты не мешали движению пешеходов и автомобилей. В большинстве городов виртуальные парковки сопровождаем разметкой на асфальте.
Whoosh стал инициатором создания Ассоциации операторов микромобильности. Операторы кикшеринга и представители исполнительной и законодательной власти обмениваются опытом и продвигают интересы индустрии. Цель у всех участников одна — сделать транспорт микромобильности безопасным, удобным и полезным, органично присутствовать на улицах города, эта практика распространяется на всех участников.
В апреле 2023 года состоялась международная отраслевая конференция микромобильности «Съезд на СИМ», которая была организована ассоциацией в партнерстве с Министерством транспорта Российской Федерации и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ключевыми операторами кикшеринга. В рамках конференции был выстроен диалог между участниками рынка и регуляторами. Микромобильность полноправно становится частью городской транспортной инфраструктуры, а площадка конференции — основным местом для обсуждения самых актуальных отраслевых вопросов.