Регулирование рынка

В России СИМ, в частности электросамокаты, получили правовой статус недавно. В октябре 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило поправки в ПДД для электросамокатов и других СИМ, 1 марта 2023 года поправки вступили в силу.

СИМ выделены в отдельную категорию транспортных средств в ПДД с правилами:

Разрешено движение по велодорожкам и тротуарам

Разрешено совместное движение с пешеходами для СИМ весом до 35 кг

СИМ не относятся к категории мопедов — для управления электросамокатами не нужны права

Установлена предельная скорость — 25 км/ч

Разрешено движение по правому краю проезжей части при отсутствии / недостаточной ширине тротуара, если скорость дороги для автомобилей не более 60 км/ч, а также по обочине

А что это значит?

Теперь у самокатов есть однозначный правовой статус и прозрачные правила. Пользователь СИМ — это больше не пешеход, пользователь СИМ — это не водитель скутера, его права и обязанности четко прописаны в ПДД. Региональные власти обязаны следовать федеральным законам. Вступившие поправки совпадают с нашими правилами, поэтому для пользователей Whoosh ничего не поменялось.

Регулирование больше всего коснулось частных самокатов — правила, ограничения и ответственность, которые раньше существовали только у шерингов, теперь обязательны для всех самокатов. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363‑р, признает СИМ важным элементом городской транспортной инфраструктуры.

Законодательством не предусмотрена необходимость получения какого-либо разрешения на осуществление кикшеринговой деятельности в городах, равно как не требуется получения какого-либо согласования для размещения электросамокатов на территориях общего пользования.

Тем не менее, являясь социально ответственным бизнесом и реализуя подход, обеспечивающий безопасность, баланс интересов граждан, города и бизнеса при эксплуатации и размещении электросамокатов, мы инициируем в администрациях городов присутствия сервиса принятие правил работы операторов кикшеринга как единого стандарта деятельности, а именно порядок определения парковок электросамокатов, разметка парковок, медленные зоны, зоны запрета движения.

На первом этапе взаимодействия такой стандарт работы шерингов формализуется в соглашении, затем, как правило, — в принимаемых администрациями городов муниципальных нормативных актах (постановлениях).

В каждом городе должно появиться правовое регулирование, которое обеспечит гарантии ведения деятельности операторов кикшеринга, создаст единые правила размещения и использования СИМ — как шеринговых, так и частных.

Мы работаем над популяризацией кикшеринга в качестве транспорта. Самокаты заменяют все больше поездок на автотранспорте на небольшие расстояния — это тренд, который, по нашим оценкам, продолжит расти. В 2022 году по транспортному сценарию были совершенны 73 %Исследование рынка кикшеринга в России за 2022 год от «Трушеринг». поездок, а в больших мегаполисах количество поездок по транспортному сценарию выросло до 80–95 %.

Парковки

Мы бережно относимся к порядку на улицах. Самокаты не должны мешать пешеходам и другим участникам движения. Поэтому завершить поездку на самокате нашего сервиса можно только на виртуальных парковках, отмеченных в приложении знаком .

Места для паркинга расположены таким образом, чтобы самокаты не мешали движению пешеходов и автомобилей. В большинстве городов виртуальные парковки сопровождаем разметкой на асфальте.

Конференция


Whoosh стал инициатором создания Ассоциации операторов микромобильности. Операторы кикшеринга и представители исполнительной и законодательной власти обмениваются опытом и продвигают интересы индустрии. Цель у всех участников одна — сделать транспорт микромобильности безопасным, удобным и полезным, органично присутствовать на улицах города, эта практика распространяется на всех участников.

Конференция


В апреле 2023 года состоялась международная отраслевая конференция микромобильности «Съезд на СИМ», которая была организована ассоциацией в партнерстве с Министерством транспорта Российской Федерации и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ключевыми операторами кикшеринга. В рамках конференции был выстроен диалог между участниками рынка и регуляторами. Микромобильность полноправно становится частью городской транспортной инфраструктуры, а площадка конференции — основным местом для обсуждения самых актуальных отраслевых вопросов.