Рынок СНГ

В 2022 году мы вышли на международный рынок. Теперь самокаты Whoosh доступны для пользователей Беларуси и Казахстана.

Казахстан

Рынок кикшеринга в Казахстане еще совсем молодой, он начал функционировать в 2020 году. C приходом Whoosh в 2022 году рынок перешел в активную фазу роста. Летом более 4,5 тыс. наших новых самокатов появились на улицах Алматы и Астаны.

Эксперты «Б1-Консалт» оценили рынок кикшеринга Казахстана в 7 млн долл. США в 2022 году и полагают, что до 2026 года рынок будет расти в среднем двукратными темпами ежегодно до 46 млн долл. США.

Рынок более консолидирован, чем в России, на нем присутствуют пять игроков, при этом топ-3 игрока, в число которых входит Whoosh, занимают 90 % рынка. В 2022 году пользователи сервиса в Казахстане совершили 1,2 млн поездок.

В Казахстане в настоящее время на республиканском уровне отсутствуют унифицированные правила организации и осуществления деятельности операторов кикшеринга.

Между тем, понимая современные тенденции по популяризации электросамокатов в качестве транспортных средств для перемещения граждан, Whoosh формирует практику внедрения формализованных правил организации деятельности компаний микромобильности в интересах населения, бизнеса и власти (в том числе в части безопасности, развития и контролируемости общих процессов этой новой отрасли) через механизм соглашения с местными органами власти.

Так, в 2022 году Whoosh принял активное участие в разработке и подписании меморандума о сотрудничестве и взаимопонимании между акиматом Алматы и операторами сервиса аренды электрических самокатов.

В этом же году Whoosh начал работу по подготовке и заключению аналогичного меморандума с органами власти Астаны. Меморандум подписан в начале 2023 года.

За несколько месяцев после запуска сервиса Whoosh в Астане горожане проехали почти 600 тыс. км. Подавляющее большинство жителей и гостей города арендовали самокаты для того, чтобы добираться по делам: от дома до остановок общественного транспорта, фитнеса, работы, центров деловой и социальной активности. Доля транспортных поездок составила 78 %.

Согласно меморандуму вводятся следующие ограничения

Максимальная допустимая скорость — 25 км/ч

Минимальный возраст аренды — 16 лет

Медленные зоны и запрет на передвижение на электросамокатах на пешеходных улицах, в общественных местах, где проводятся массовые мероприятия

Операторы обязаны перемещать на парковку самокаты, оставленные в неположенных местах

Беларусь

Рынок кикшеринга в Беларуси начал функционировать в 2020 году. С нашим приходом в 2022 году рынок перешел в активную фазу роста. Летом в Минске для пользователей стали доступны 2,1 тыс.+ самокатов Whoosh.

По прогнозам экспертов «Б1-Консалт», в 2022 году выручка от аренды электросамокатов достигла 3 млн долл. США и к 2026 году будет увеличиваться в среднем на 75 % ежегодно — до 25 млн долл. США.

Рынок консолидирован и в основном сосредоточен в Минске, где представлено более 80 % флота страны. На рынке присутствуют шесть игроков, при этом топ-3 игрока, в число которых входит Whoosh, занимают 75 % рынка. Пользователи сервиса Whoosh в Минске совершили 0,4 млн поездок в 2022 году.

С приходом Whoosh с парком более 2 тыс. самокатов улучшилась микромобильность в Минске. Теперь фактически самокат можно найти в радиусе от 100 до 700 м.

Как и в России, самокаты получили правовой статус. В ПДД Беларуси теперь есть официальное определение для электросамокатов, электроскутеров, гироскутеров, сегвеев и прочих устройств — это средства персональной мобильности (СПМ).

Согласно указу Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 года № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения» действуют следующие правила для СПМ:

  • они приравниваются к пешеходам и не являются транспортным средством;
  • передвигаться можно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
  • максимальная скорость — 25 км/ч;
  • минимальный возраст аренды — 14 лет (не действует во дворах и пешеходных зонах).
Две девушки на самокатах
Важное

Основным драйвером роста для рынка СНГ будет увеличение количества поездок, при этом, по прогнозам экспертов, средняя стоимость поездки существенно не изменится.

Рост поездок же будет напрямую зависеть от скорости роста покрытия рынка кикшеринг-инфраструктурой: увеличения флота, расширения парковок. Кроме этого, значимым драйвером роста будет являться развитие пешеходной/микромобильной инфраструктуры со стороны государства: расширение тротуаров, увеличение выделенных участков дороги для СИМ.