Наши ноу-хау

Ключевые факторы успеха бизнес-модели Whoosh
Дмитрий Чуйко
Дмитрий Чуйко Основатель и CEO Whoosh
Главной задачей первого года работы было подтверждение финансовой эффективности нашей бизнес-модели. Мы проверяли, будет ли она работать и правильный ли фокус мы сделали на старте: качество сервиса и продуктов, транспортный сценарий использования и собственная разработка. Задача была — показать прибыль, только после этого масштабироваться. Наш план сработал, каждый год мы подтверждаем состоятельность наших подходов и бизнес-модели.

Факторы успеха

Собственная технологическая платформа
Учим самокаты думать
Оцифрованный подход к размещению парка
Система обслуживания парка
Собственная технологическая платформа
Единая технологическая платформа с микросервисной архитектурой
IoT-модули собственной
разработки
  • Интеграция с парком СИМ
  • Алгоритмы по предиктивному обслуживанию и ремонту
  • Алгоритмы по определению геопозиции
  • Компьютерное зрение (определение препятствий на дороге)
Панель администрирования
для управления и аналитики
  • Управление парком СИМ
  • Управление операциями в городах
  • Аналитика по пользователям
  • Динамичное ценообразование
Приложение для сервисной команды и City Rangers
  • Обслуживание и ремонт парка СИМ
  • Отображение статуса СИМ
  • Управление задачами для операционного персонала
Большие данные:
сбор и анализ
  • Геоданные с СИМ
  • Данные с сенсоров СИМ
  • Данные о домохозяйствах и POIPoint of interest — точка интереса.
  • Социально-демографические данные
  • Погодные данные
Учим самокаты думать

IoT-модули собственной разработки

Весь парк СИМ оснащен встраиваемыми IoT-модулями собственной разработки, которые обеспечивают GPS-навигацию и GSM-связь, а также собирают множество данных о состоянии электросамокатов, степени заряда батареи, качестве дорожного покрытия, чистоте воздуха. На основе получаемых данных для каждого электросамоката формируется цифровой двойник, который информирует в режиме реального времени о его текущем местоположении и состоянии. Получаемые данные мы используем для принятия различных операционных и управленческих решений.

В каждой новой версии IoT-модули получают больше возможностей
IoT-модуль
точка принятия решений и онлайн-связь с облачной платформой
Сенсоры
барометр, датчик освещенности, акселерометр, гироскоп, магнитометр
Внедряем машинное зрение на основе ИИ
анализ окружающего пространства
Модуль спутниковой навигации
контроль движения и покоя, определение функциональных зон
Внешние датчики
ультразвуковой дальнометр, датчик качества воздуха
Оцифрованный подход к размещению парка

Мы обладаем собственными методологиями анализа эффективности локаций, которые базируются, в том числе, на оцифровке плотности населения и точек интереса, построении изохрон пешей доступности парковок, определении потребности в новых парковках, трекинге метрик геооперационной эффективности.

Оптимальная расстановка электросамокатов при помощи собственной эффективной системы управления парком СИМ обеспечивает наличие заряженных электросамокатов в пятиминутной шаговой доступности, тем самым снижает затрачиваемое клиентами время на путь до забронированного электросамоката, а также увеличивает частоту использования электросамокатов.

Данные помогают делать сервис эффективнее

  • Пространственный анализ на основе изохрон пешей доступности.
  • Добавление парковок в местах, где действительно есть потребность.
  • Гибкость в размещении парковок.

В результате:

  • самокаты оказываются вовремя в нужных местах;
  • самокаты используют как транспорт;
  • разгружаются транспортные потоки.
Данные для аналитики
Движение пользователей
Аналитика на основе:
  • популярных маршрутов поездок
  • мест скопления стартов и финишей
  • скорости движения
Данные для аналитики
Дефицит и избыток самокатов
Оцифровываем очаги избытка и дефицита самокатов, чтобы парк равномерно распределялся по городу
Данные для аналитики
Транспортная доступность
Цель — на самокате можно уехать/приехать в любую точку города
Здесь мы видим пробелы в этом сценарии
Система обслуживания парка
Эффективная и легко масштабируемая
Мы применяем Lean production — бережливое производство.
Эта концепция управления основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.

Стабильно высокие эксплуатационные характеристики и безупречный внешний вид электросамокатов достигаются за счет использования собственной системы по обслуживанию парка СИМ, объединяющей сервисные центры в каждом городе присутствия, и разделению процессов по узким специалистам.

Обслуживание и ремонт парка осуществляются с использованием собственного сервисного приложения. Оно автоматически генерирует для каждого сервисного специалиста перечень задач в рамках их компетенций и оптимальную логистику для выполнения этих задач. Также приложение хранит историю изменений всех технических параметров каждого электросамоката и отслеживает около 160 млн различных сообщений от всего парка в день.

Система обслуживания сделана так, что ее легко масштабировать. Это важно для бурно растущей Компании — позволяет расширять географию, увеличивать размер парка и сохранять высокий уровень доступности и качество сервиса.

Обслуживание парка проводится в специально оборудованных сервисных центрах: Компания имеет 1–3 сервисных центра, 1–3 станции зарядки в каждом городе присутствия и в общей сложности — 74 объекта сервисной инфраструктуры. Мы смогли увеличить парк с 1,3 тыс. электросамокатов на конец 2019 года до 82 тыс. на конец 2022 года, при этом сохранив высокую доступность парка на уровне 79 %.

# Эффективное увеличение парка СИМ при сохранении высокой доступности и эксплуатационных характеристик
Ежедневно
20 +
тыс. операций
по обслуживанию электросамокатов
40 +
тыс. замен батарей
79 %
средняя ежедневная доступность парка Whoosh
~ 21 %
самокатов в среднем проходит техобслуживание или ожидает заряженную батарею
Ключевой функционал сервисного приложения
  • Мониторинг статуса СИМ

    посредством цифрового двойника и формирование статуса: «доступен», «перевозится», «в ремонте»

  • Автоматическая генерация задач

    для сервисной команды в зависимости от требуемых работ

  • Формирование истории изменений

    всех технических параметров каждого СИМ

Контроль качества и эффективности выполнения задач обслуживания парка СИМ в режиме реального времени

60
тыс. выполняемых задач в день
160
млн отслеживаемых параметров флота в день