Финансовые результаты Компании

Whoosh демонстрирует стремительный рост бизнеса при сохранении высокой рентабельности (выше 50 %) и низкого уровня долговой нагрузки.

Отличительными чертами нашего бизнеса являются:

  • высокий рост;
  • высокая операционная эффективность;
  • устойчивое финансовое положение.

Стремительный рост

Всего лишь за год с момента основания нашей Компании мы представлены в 50 локациях.

Количество запущенных городов — важный параметр, но гораздо важнее объем парка СИМ, который доступен для аренды, так как напрямую влияет на число поездок и выручку.

# Количество локаций присутствия Whoosh, шт.

По итогам 2022 года наш флот вырос в два раза. Сейчас общий флот составляет 133 тыс. СИМ, что на 60 % больше, чем было на конец 2022 года.

# Общее количество СИМ, подключенных к сервису на конец периода, тыс. шт.

Рост флота непосредственно связан с растущим количеством пользователей. Рост количества пользователей произошел за счет выхода сервиса в новые города присутствия и за счет увеличения проникновения сервиса в существующих городах.

# Общее количество зарегистрированных аккаунтов на конец периода, млн шт.

Стремительный рост клиентской базы приводит к росту количества поездок. Еще один фактор роста поездок — увеличение частотности поездок, то есть пользователи начинают все чаще и чаще выбирать самокаты своим транспортом.

# Общее количество поездок, млн шт.

Все три фактора — рост флота, числа пользователей и количества поездок — приводят к быстрому росту выручки кикшеринга. По итогам 2022 года выручка кикшеринга по Группе увеличилась на 55 % год к году — до 6,4 млрд руб.

# Выручка кикшеринга, млн руб.

Высокая операционная эффективность

Ключевым показателем, который мы используем для оценки нашей операционной эффективности, является маржинальная прибыль от поездок (разница между выручкой кикшеринга и переменными затратам по услугам кикшеринга, исключая амортизацию).

Крупнейшими статьями наших прямых издержек от поездок являются:

  • ремонт и техническое обслуживание;
  • зарядка и перевозка.

Для поддержания нашей маржинальности на высоком уровне мы определили для себя одну из задач — локализация производства. Мы оптимизируем наши бизнес-процессы. Применяем большие данные и искусственный интеллект для распределения флота по городам, замены батарей. Мы используем гибкие тарифы, так наращиваем операционную эффективность и число поездок/частоту использования самокатов.

Все это приводит к быстрой окупаемости: устройства начинают приносить прибыль меньше чем за два года.

# Юнит-экономика, %
2022 Руб. / самокат / период Руб. / поездка %
Выручка от кикшеринга 100 249 115 100 %
Банковский эквайринг 3 034 3 3 %
Зарядка и перевозка самокатов 14 032 16 14 %
Запчасти 5 353 6 5,3 %
Ремонт и техническое обслуживание 7 621 9 7,6 %
Прочие операционные издержки 5 922 7 5,9 %
Маржинальная прибыль от поездок (ride profit) до амортизации 64 286 74 64,1 %
Амортизация 16 980 19 16,9 %
Маржинальная прибыль от поездок (ride profit) после амортизации 47 306 54 47,2 %
# Стабильно высокая EBITDA

EBITDA кикшеринга (исключая выручку от продаж самокатов и соответствующую себестоимость) составила 3,3 млрд руб. в 2022 году, рост — 24 % год к году. Мы видим нормализацию рентабельности. Снижается средняя стоимость поездки. Это связано со значительным ростом числа поездок по подписке, то есть формируется стабильный паттерн потребления пользователями услуг по транспортному сценарию, при котором длительность поездки снижается. Эффект снижения длительности поездки компенсируется значительным увеличением среднего количества поездок, совершаемых одним активным пользователем. При этом тарифы увеличиваются в пределах инфляционного тренда.

В отличие от большинства других быстрорастущих компаний, наш бизнес является высоко рентабельным. Благодаря чему у нас низкая долговая нагрузка — показатель «Чистый долг / EBITDA» по итогам 2022 года составил х1,1.

Внешний долг — один из ключевых инструментов для финансирования наших капитальных затрат на расширение и обновление флота, при этом менеджмент определяет целевой уровень показателя «Чистый долг / EBITDA» не более х2,5.

В 2022 году мы финализировали нашу дивидендную политику. Мы считаем, что будущие выплаты акционерам должны быть максимально прозрачными и предсказуемыми. Коэффициент выплаты зависит от показателя «Чистый долг / EBITDA».

Устойчивое финансовое положение с возможностью выплаты дивидендов

Компания планирует использовать показатель скорректированной чистой прибыли для определения суммы дивидендов в будущем.

# Сохранение низкой долговой нагрузки при стремительном росте
# Чистый долг млрд руб.
# График погашения кредитов и займов, млрд руб.
Источники: данные Компании, МФСО-отчетность Компании
Ключевые финансовые показатели за 2022 год, млн руб. (если не указано иное)
2019 2020 2021 2022
Выручка кикшеринга 60 725 4 128 6 384
EBITDA кикшеринга 27 377 2 651 3 281
Рентабельность 46 % 52 % 64 % 51 %
Чистая прибыль 22 224 1 796 831
Скорректированная чистая прибыль 22 224 1 796 1 405
Капитальные затраты 51 1 279 3 205 3 765
Чистый долг (36) 1 022 2 289 3 511
Чистый долг / 12 месяцев EBITDA (1,3х) 2,5х 0,9х 1,1х

В 2022 году мы ввели показатель «Скорректированная чистая прибыль», который Компания планирует использовать для определения суммы будущих дивидендов. Скорректированная чистая прибыль — чистая прибыль, увеличенная на сумму расходов по опционной программе, — составила 1,4 млрд руб. по итогам года.

Электровелосипеды'
Событие
Опционная программа

В Компании была утверждена программа мотивации менеджмента через опционы на акции Компании. В соответствии с условиями программы ее участники получили право исполнить опционы после проведения IPO.

В отчетности за 2022 год был признан соответствующий расход в сумме 575 млн руб., при этом:

  • опционная программа была профинансирована акционерами Компании до момента выхода Whoosh на Московскую биржу, ввиду этого было признано увеличение в собственном капитале Компании в той же сумме — 575 млн руб., то есть исполнение опционов не потребовало оттока денежных средств или других экономических ресурсов Компании;
  • этот расход не влияет на показатель EBITDA;
  • Компания рассчитала показатель «Скорректированная чистая прибыль», равный чистой прибыли за 2022 год, увеличенной на сумму расхода по опционной программе 575 млн руб., и будет в будущем ориентироваться на него при определении суммы дивидендов в соответствии с принятой дивидендной политикой. Таким образом, признание указанного расхода не будет иметь влияния на определение суммы дивидендов.